Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных – это государственная информационная система, созданная в целях защиты отечественных производителей программного обеспечения при проведении государственных и муниципальных закупок. С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 188-ФЗ, которым были внесены изменения в законодательство о государственных и муниципальных закупках и в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В последнем появилась специальная статья, описывающая особенности государственного регулирования в сфере использования российского ПО. Программное обеспечение, происходящее из иностранных государств, по общему правилу не должно приобретаться для государственных и муниципальных нужд, а должно замещаться российскими аналогами. Эти программы как раз и включаются в реестр российского ПО.
Кому необходимо попасть в этот реестр и как пройти регистрацию – читайте в нашей статье.
Включение программного обеспечения, разработанного гражданином РФ, российской коммерческой или некоммерческой организацией, в реестр российского ПО – это возможность для правообладателя принимать участие в поставках программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд. Требование о том, чтобы ПО было включено в реестр, могут предъявлять и компании, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками.
Какое ПО может быть включено в реестр
Чтобы получить положительное решение о включении программы для ЭВМ или базы данных в реестр российского ПО, согласно ст. 12.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», должны соблюдаться следующие условия:
Этот перечень требований не является исчерпывающим – в п. 6 ст. 12.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сказано, что Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования к программам для ЭВМ и базам данных, сведения о которых включаются в реестр. Такие дополнительные требования действительно приняты – см. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2017 года № 325 – в них расписаны подробные требования к офисному программному обеспечению, а также включено требование об информационной поддержке пользователей на всей территории РФ.
Еще три дополнительных требования находим в пункте 5 Правил формирования и ведения реестра, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Согласно этому документу для включения в реестр, помимо вышеуказанных требований, ПО не должно иметь принудительного управления или обновления из-за рубежа, а также, если речь идет о программе для защиты конфиденциальной информации, ПО должно иметь сертификат системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, а у правообладателей должна быть лицензия на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
План действий правообладателя ПО для включения в реестр
Процесс попадания в реестр российского ПО регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ведение реестра отнесено к компетенции Минкомсвязи. Реестр ведется в электронной форме и доступен по адресу: https://reestr.minsvyaz.ru.
Шаг 1. Прежде чем отправляться на сайт Минкомсвязи и заполнять форму заявления о включении ПО в реестр, нужно подготовить учетную запись правообладателя в Единой системе идентификации и аутентификации и квалифицированный сертификат электронной подписи правообладателя. Они понадобятся для доступа к формам приема заявлений и заверения заявления.
Шаг 2. Далее заходим на сайт https://reestr.minsvyaz.ru и выбираем пункт «Подать заявление».
Нужно будет заполнить все поля формы заявки и приложить документы: копию устава, если заявление подается от организации, экземпляр программного обеспечения и документацию на него. Полный список необходимой информации, содержащейся в заявке, указан в пунктах 10–11 Правил формирования и ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.
Шаг 3. Ждем ответа уполномоченного органа и при необходимости отправляем дополнительные документы.
На проверку заявления отводится 20 рабочих дней. Если нет оснований для отказа, то заявление регистрируется.
Далее, если заявление зарегистрировано, в работу вступает экспертный совет. В течение 30 дней после регистрации заявления он должен рассмотреть представленные документы и подготовить заключение о том, соответствует ли программное обеспечение требованиям, предъявляемым для включения в реестр. Через день после утверждения экспертное заключение появится в открытом доступе.
Возможен и несколько иной сценарий развития событий. Если экспертный совет сочтет, что какие-то из представленных документов недостоверны или содержат недостаточные сведения, то уполномоченный орган запросит у заявителя недостающую информацию. У заявителя будет 30 дней на то, чтобы подготовить и прислать необходимые документы. После их предоставления срок работы экспертного совета продолжит течение.
В течение 10 дней после утверждения положительного экспертного заключения уполномоченный орган принимает решение о включении программного обеспечения в реестр. В следующий рабочий день соответствующий приказ Минкомсвязи публикуется в открытом доступе, и на основании него оператор вносит данные в реестр.
Таким образом, процедура может занять около 2 месяцев. По состоянию на 1 октября 2018 года в реестре российского ПО содержится 4784 записи о программах. Прохождение регистрации позволяет их правообладателям участвовать в государственных и муниципальных закупках и тендерах многих компаний.