Как зарегистрировать товарный знак

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое товарный знак
  • Для чего он нужен
  • Как зарегистрировать товарный знак
  • Чем грозит отсутствие регистрации товарного знака
  • Какова ответственность за неправомерное использование товарного знака
  • Правомерное использование товарного знака

ЧТО ТАКОЕ ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Изначально товарный знак — это инструмент для продвижения товара на рынке.

Чтобы не допускать недобросовестного поведения участников рынка, государство предусмотрело возможность регистрации товарных знаков, позволяя предпринимателям защитить свой бизнес от стороннего воздействия. Для этой цели был создан массив гражданского законодательства, ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности»
(далее — ФИПС), а позднее и отдельная структура — Суд по интеллектуальным правам.

С юридической точки зрения товарный знак представляет собой средство индивидуализации юридических лиц, товаров,
работ, услуг и предприятий, которое приравнено к результатам интеллектуальной деятельности.

Товарному знаку предоставляется охрана как интеллектуальной собственности.

В соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации правовая охрана предоставляется:

  • результатам интеллектуальной деятельности (произведениям науки, литературы и искусства; программам для
    электронных вычислительных машин; базам данных);
  • средствам индивидуализации (товарным знакам и знакам обслуживания; фирменным наименованиям и коммерческим
    обозначениям).

Например, есть зарегистрированный товарный знак «Касперский», право на который зарегистрировано за акционерным
обществом «Лаборатория Касперского». Под данным товарным знаком выпускается целая линейка продуктов: программы
для ЭВМ, базы данных для разной целевой аудитории. На эти программные решения также имеются зарегистрированные
права — патенты.

Товарные знаки бывают:

  • словесные,
  • изобразительные,
  • комбинированные (словесно-изобразительные).

Товарные знаки регистрируются на территории конкретной страны, в специализированных государственных органах.
Таким образом, если бизнес под определенным товарным знаком работает в России, то и регистрируется он в России.
Если бизнес работает на территории другой страны, необходима государственная регистрация в каждой стране, где
ведется бизнес под данным товарным знаком.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Товарный знак имеет свое практическое, прикладное назначение.

С точки зрения маркетинга товарный знак — это концентрированный символ бизнеса, наполнением которого является
репутация компании. Это бренд. Он позволяет построить у конечного потребителя ассоциативный ряд с уровнем
качества товаров и услуг, оказываемых под этим брендом, с опытом и мастерством специалистов, работающих под этим
брендом, уровнем ответственности данного бизнеса за результат, получаемый клиентом.

Товарный знак — это нематериальный актив, который имеет свою рыночную цену.

Зарегистрированный товарный знак позволяет своему владельцу:

  • защититься от выпуска товаров конкурентами с использованием товарного знака, в развитие которого уже
    вложены деньги и время;
  • исключить существование компании с аналогичным брендом, работающем на том же рынке;
  • исключить столкновение с так называемыми «патентными троллями» — недобросовестными участниками рынка,
    которые ищут прибыльный бизнес, работающий под незарегистрированным товарным знаком, регистрируют этот
    товарный знак, а затем требуют прекратить вести деятельность с использованием данного товарного знака под
    страхом привлечения к ответственности (см. раздел «Ответственность за использование чужого товарного знака»)
    или выкупить его у законного правообладателя;
  • защищенно масштабировать бизнес путем заключения гражданско-правовых договоров, предметом которых может
    являться товарный знак (лицензионный договор, договор отчуждения исключительного права, договор
    франчайзинга);
  • внести товарный знак как нематериальный актив в уставный капитал юридического лица.
  • Например, физическое лицо начинает информационную деятельность в Интернете. Услуги набирают популярность,
    регистрируется индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, деятельность приобретает обширный
    размах, появляются сотрудники. Однако автор и владелец бизнеса увлечен творческой и маркетинговой
    стороной вопроса, развивает свой сайт и площадки в популярных соцсетях и на youtube. Недобросовестное
    лицо находит раскрученный бренд и начинает вести аналогичную деятельность, при этом начинает именно с
    регистрации товарного знака. После получения свидетельства о праве на товарный знак автору
    первоначального проекта приходят уведомления с требованием прекратить свою деятельность на всех
    площадках.

    Аспектом, усложняющим ситуацию, является необходимость регистрировать свой товарный знак в каждой стране, в
    которой ведется деятельность. С развитием инфопредпринимательства в Интернете ситуация становится довольно
    сложной. Так, на территории бывшего СССР в основном используется русский язык. И инфопродукты имеют
    потенциальных клиентов на всей территории бывшего СССР. Регистрация в каждой отдельной стране товарного
    знака — это существенные затраты времени и финансов и, соответственно, высокий риск столкнуться с
    недобросовестной конкуренцией в любой стране.

    КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ТОВАРНЫЙ ЗНАК

    Что делать Срок Стоимость Сложности
    Проверка товарного знака на сходство с другими по открытым источникам 1–5 дней бесплатно Можно заказать бесплатную проверку по открытым источникам в любой компании, которая занимается оформлением
    прав на интеллектуальную собственность. Данная услуга выполняется в разных компаниях от 2 часов до 5 дней и
    является бесплатной
    Определить классы МКТУ 1 день бесплатно МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Требует теоретических знаний и опыта в использовании
    данного классификатора
    Оплата госпошлины 20 минут Размер пошлины можно определить на официальном сайте ФИПС с помощью калькулятора:
    http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/poshl_s/k_p
    Размер пошлины можно определить на официальном сайте ФИПС с помощью калькулятора:
    http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/poshl_s/k_p
    нет
    Оформление и подача заявки в ФИПС 1 день Правильное оформление заявки, определение необходимых классов по справочнику МКТУ
    Формальная экспертиза 1 месяц Переписка с ФИПС по возникающим вопросам в период проведения экспертизы
    Экспертиза 8-12 месяцев Переписка с ФИПС по возникающим вопросам в период проведения экспертизы
    Оплата госпошлины 20 минут Размер пошлины можно определить на официальном сайте ФИПС с помощью калькулятора:
    http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/poshl_s/k_p
    нет
    Выдача Свидетельства о регистрации товарного знака 1-2 месяца
    Получение Свидетельства на товарный знак 18 месяцев и 2 недели Общий срок предоставления услуги получения свидетельства с момента подачи заявки до получения на руки
    определен пунктами 13–15 Административного регламента

    ЧЕМ ГРОЗИТ ОТСУТСТВИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА

    Если вы не регистрируете товарный знак, под которым ведете деятельность, вы несете риски появления
    конкурентов в той же нише, которые, используя наработанную вами репутацию, оттянут на себя часть клиентского
    потока. Как вариант — дискредитируют качество оказываемых вами услуг. Также они могут зарегистрировать
    данный товарный знак и потребовать у вас прекратить вести деятельность под данным брендом.

    Кроме того, вы упускаете возможность масштабировать бизнес путем продажи франшиз.

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖОГО ТОВАРНОГО ЗНАКА

    За использование чужого товарного знака предусмотрены следующие виды ответственности:

    • Гражданско-правовая (ст. 1515 Гражданского кодекса РФ): изъятие из оборота и уничтожение
      товара, этикеток, упаковок товаров, на которых размещен незаконно используемый товарный знак или сходное
      с ним до степени смешения обозначение; удалить товарный знак с документации, рекламы, вывесок. Также
      правообладатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков или выплаты компенсации в размере от
      10 000 до 5 000 000 рублей; в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен
      товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, которое обычно
      взимается за правомерное использование товарного знака.
    • Административная (ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ): компенсация товара
      и штраф в размере: для граждан до 10 000 рублей, для должностных лиц — до 50 000 рублей; для юридических
      лиц — до 200 000 рублей. Также предусмотрены штрафы за производство в целях сбыта.
    • Уголовная (ст. 180 Уголовного кодекса РФ): штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей, либо
      обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные/принудительные работы на срок до 2 лет,
      либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом до 80 000 рублей.

    ДОПУСТИМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

    • Пользоваться товарными знаками, заключая соответствующие договоры с правообладателями (отчуждение
      исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и
      предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход
      исключительного права на такой результат или на такое средство без договора). В соответствии с
      Гражданским кодексом данные сделки подлежат государственной регистрации, порядок и условия которой
      устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    • Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения (ст. 1272 ГК РФ).
    • Свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ).
    • Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274
      ГК РФ).
    • Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями (ст. 1275
      ГК РФ).
    • Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного
      посещения (ст. 1276 ГК РФ).
    • Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения (ст. 1277 ГК
      РФ).
    • Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ).
    • Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст.
      1279 ГК РФ).
    • Право пользователя программы для ЭВМ и базы данных (ст. 1280 ГК РФ).
    • Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (ст.
      1306 ГК РФ).
    • Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы (ст. 1325 ГК РФ).
    • Отчуждение оригинала произведения и исключительное право публикатора на произведение (ст. 1343 ГК
      РФ).