Из этой статьи вы узнаете:
Изначально товарный знак — это инструмент для продвижения товара на рынке.
Чтобы не допускать недобросовестного поведения участников рынка, государство предусмотрело возможность регистрации товарных знаков, позволяя предпринимателям защитить свой бизнес от стороннего воздействия. Для этой цели был создан массив гражданского законодательства, ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности»
(далее — ФИПС), а позднее и отдельная структура — Суд по интеллектуальным правам.
С юридической точки зрения товарный знак представляет собой средство индивидуализации юридических лиц, товаров,
работ, услуг и предприятий, которое приравнено к результатам интеллектуальной деятельности.
Товарному знаку предоставляется охрана как интеллектуальной собственности.
В соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации правовая охрана предоставляется:
Например, есть зарегистрированный товарный знак «Касперский», право на который зарегистрировано за акционерным
обществом «Лаборатория Касперского». Под данным товарным знаком выпускается целая линейка продуктов: программы
для ЭВМ, базы данных для разной целевой аудитории. На эти программные решения также имеются зарегистрированные
права — патенты.
Товарные знаки бывают:
Товарные знаки регистрируются на территории конкретной страны, в специализированных государственных органах.
Таким образом, если бизнес под определенным товарным знаком работает в России, то и регистрируется он в России.
Если бизнес работает на территории другой страны, необходима государственная регистрация в каждой стране, где
ведется бизнес под данным товарным знаком.
Товарный знак имеет свое практическое, прикладное назначение.
С точки зрения маркетинга товарный знак — это концентрированный символ бизнеса, наполнением которого является
репутация компании. Это бренд. Он позволяет построить у конечного потребителя ассоциативный ряд с уровнем
качества товаров и услуг, оказываемых под этим брендом, с опытом и мастерством специалистов, работающих под этим
брендом, уровнем ответственности данного бизнеса за результат, получаемый клиентом.
Товарный знак — это нематериальный актив, который имеет свою рыночную цену.
Зарегистрированный товарный знак позволяет своему владельцу:
Например, физическое лицо начинает информационную деятельность в Интернете. Услуги набирают популярность,
регистрируется индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, деятельность приобретает обширный
размах, появляются сотрудники. Однако автор и владелец бизнеса увлечен творческой и маркетинговой
стороной вопроса, развивает свой сайт и площадки в популярных соцсетях и на youtube. Недобросовестное
лицо находит раскрученный бренд и начинает вести аналогичную деятельность, при этом начинает именно с
регистрации товарного знака. После получения свидетельства о праве на товарный знак автору
первоначального проекта приходят уведомления с требованием прекратить свою деятельность на всех
площадках.
Аспектом, усложняющим ситуацию, является необходимость регистрировать свой товарный знак в каждой стране, в
которой ведется деятельность. С развитием инфопредпринимательства в Интернете ситуация становится довольно
сложной. Так, на территории бывшего СССР в основном используется русский язык. И инфопродукты имеют
потенциальных клиентов на всей территории бывшего СССР. Регистрация в каждой отдельной стране товарного
знака — это существенные затраты времени и финансов и, соответственно, высокий риск столкнуться с
недобросовестной конкуренцией в любой стране.
Что делать | Срок | Стоимость | Сложности |
---|---|---|---|
Проверка товарного знака на сходство с другими по открытым источникам | 1–5 дней | бесплатно | Можно заказать бесплатную проверку по открытым источникам в любой компании, которая занимается оформлением прав на интеллектуальную собственность. Данная услуга выполняется в разных компаниях от 2 часов до 5 дней и является бесплатной |
Определить классы МКТУ | 1 день | бесплатно | МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Требует теоретических знаний и опыта в использовании данного классификатора |
Оплата госпошлины | 20 минут | Размер пошлины можно определить на официальном сайте ФИПС с помощью калькулятора: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/poshl_s/k_p Размер пошлины можно определить на официальном сайте ФИПС с помощью калькулятора: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/poshl_s/k_p |
нет |
Оформление и подача заявки в ФИПС | 1 день | Правильное оформление заявки, определение необходимых классов по справочнику МКТУ | |
Формальная экспертиза | 1 месяц | Переписка с ФИПС по возникающим вопросам в период проведения экспертизы | |
Экспертиза | 8-12 месяцев | Переписка с ФИПС по возникающим вопросам в период проведения экспертизы | |
Оплата госпошлины | 20 минут | Размер пошлины можно определить на официальном сайте ФИПС с помощью калькулятора: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/poshl_s/k_p |
нет |
Выдача Свидетельства о регистрации товарного знака | 1-2 месяца | ||
Получение Свидетельства на товарный знак | 18 месяцев и 2 недели | Общий срок предоставления услуги получения свидетельства с момента подачи заявки до получения на руки определен пунктами 13–15 Административного регламента |
Если вы не регистрируете товарный знак, под которым ведете деятельность, вы несете риски появления
конкурентов в той же нише, которые, используя наработанную вами репутацию, оттянут на себя часть клиентского
потока. Как вариант — дискредитируют качество оказываемых вами услуг. Также они могут зарегистрировать
данный товарный знак и потребовать у вас прекратить вести деятельность под данным брендом.
Кроме того, вы упускаете возможность масштабировать бизнес путем продажи франшиз.
За использование чужого товарного знака предусмотрены следующие виды ответственности: