Криптовалюта. Практика легализации — Декрет 8, Белоруссия

2017 год в цифрах

РОСТ КРИПТОВАЛЮТ

За 2017 год рост криптовалют составил:

Биткоин — годовой рост 2200 % с падением до 1500 %.

Эфириум — годовой рост 10300 %.

Рипл — годовой рост 21600 %.

Лайткоин — годовой рост 6250 %.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ

На 1 января 2017 года общая капитализация рынка криптовалют составляла $17,7 млрд, а к 29 декабря этот показатель достиг $592 млрд. За год рынок вырос в 33,4 раза.

БЕЛОРУССИЯ, ПАРК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В 2005 году в Республике Беларусь было принято политическое решение — развивать информационные технологии и создавать для этого условия. В рамках реализации данного решения был создан Парк высоких технологий. С опубликованием Декрета № 8 «О развитии цифровой экономики» Парк высоких технологий обрел новую жизнь, и его даже стали называть ПВТ 2.0. Резиденты ПВТ 2.0 получили уникальные возможности для работы в условиях новой экономики.

Чтобы стать резидентом Парка высоких технологий, необходимо выполнить три условия:

  • Быть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь.
  • Предоставить в администрацию Парка высоких технологий документы, предусмотренные Положением «О Парке высоких технологий».
  • Осуществлять или планировать осуществлять деятельность в соответствии со списком п. 3 Положения «О Парке высоких технологий», в том числе: оказание услуг на основе технологий облачных вычислений с использованием программных и (или) программно-аппаратных средств (комплексов), разработанных с участием резидента Парка высоких технологий; анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем; деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения третьего лица или собственного программного обеспечения; консультирование организаций по вопросам коммерческой деятельности и управления в целях повышения их эффективности с оказанием услуг по комплексному управлению процессами разработки и внедрения интегрированных информационных систем и технологий; анализ информационных потребностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (системный анализ, бизнес-анализ), консультирование по вопросам использования информационных технологий в целях инновации (реинжиниринга) бизнес-процессов с разработкой технических требований к информационным системам и программному обеспечению; образовательная деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий, в том числе посредством глобальной компьютерной сети Интернет, по программам, утверждаемым администрацией Парка; оказание услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, включая услуги по продвижению цифровых знаков (токенов), консультационные и иные сопутствующие услуги; деятельность оператора криптоплатформы; деятельность оператора обмена криптовалют; майнинг.

Отсутствуют требования к географическому расположению офиса, где резидент Парка высоких технологий будет фактически осуществлять свою деятельность.

Кроме того, резидентам Парка высоких технологий предоставляются существенные налоговые льготы. Вот некоторые из них: резиденты ПВТ освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС по оборотам от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь.

Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и (или) запасных частей к нему в целях использования исключительно на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.

Несомненно, руководство Белоруссии сделало огромный шаг вперед. Не закрывая глаза, не пугаясь и не устрашая население, а создавая условия, в которых и узкие специалисты, и граждане в широком смысле этого слова, и административный аппарат государства, в том числе и суды, будут осознавать и осваивать новые социально-экономические инструменты ХХI века.

Основные положения Декрета № 8 в части прав физических и юридических лиц в таблице:

Физические лица и индивидуальные предприниматели Юридические лица Парк высоких технологий, резиденты
Законодательство Декрет № 8 “О развитии цифровой экономики”
Налогообложение Налоговые каникулы до 2025 года
Лицензированиие НЕ ТРЕБУЕТСЯ физическим лицам – при осуществлении майнинга, хранении, приобретении, отчуждении токенов; НЕ ТРЕБУЕТСЯ юридическим лицам – при хранении, приобретении, отчуждении токенов, совершении с ними иных сделок (операций). НЕ ТРЕБУЕТСЯ
резидентам Парка высоких технологий – при осуществлении деятельности в соответствии с пунктом 3 Положения о Парке высоких технологий, которая связана с разработкой и (или) применением технологии реестра блоков транзакций (блокчейн);
Действие валютного законодательства действие валютного законодательства не распространяется на: физических лиц и юридические лица (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций), которые являются резидентами Республики Беларусь, при проведении ими разрешенных видов операций, указанных в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего Декрета, осуществляемых с использованием токенов; резидентов Парка высоких технологий при совершении ими операций с использованием токенов.
ВПРАВЕ СОВЕРШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОПЕРАЦИИ (раздел 2 Декрета 8):
Майнить Майнить не указано не указано
Создавать и размещать не указано через резидента Парка высоких технологий, осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом; не указано
Владение не указано владеть токенами не указано
Хранение хранить токены в виртуальных кошельках не указано
Обмен обмен токенов на иные токены не указано не указано
Приобретение и отчуждение их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги через операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, иных резидентов Парка высоких технологий, осуществляющих соответствующий вид деятельности, приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции) не указано
Дарение и завещание дарить и завещать токены
ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской деятельностью.
Токены не подлежат декларированию.
Индивидуальные предприниматели – резиденты Парка высоких технологий вправе: осуществлять правомочия, указанные в части первой настоящего подпункта; через резидента Парка высоких технологий, осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Республике Беларусь и за рубежом; осуществлять иную деятельность с использованием токенов в порядке, установленном Положением о Парке высоких технологий.
открывать счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях в Республике Беларусь и за рубежом для проведения расчетов по торгам и осуществляемым им операциям;
получать за оказываемые услуги вознаграждение, в том числе токенами, устанавливать его размер и порядок взимания с участников торгов (клиентов);
совершать (организовывать) сделки с резидентами и нерезидентами Республики Беларусь

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КРИПТОВАЛЮТ В РОССИИ

Что касается Российской Федерации, то опубликованный на днях законопроект создает впечатление, что складывающуюся систему пытаются вписать в имеющееся правовое поле, не изучив досконально процессов, происходящих в области, в которой пытаются ввести правовое регулирование.

В качестве специальных субъектов, курирующих данное направление, Россия называет финансовые институты (организаторы торговли — ст. 5 ФЗ № 325 «Об организации торгов» и квалифицированных инвесторов — ст. 51.2 ФЗ № 39 «О рынке ценных бумаг»).

Но насколько они осознают проблемы, которые решаются инструментами ИТ? Что они знают об этом? Юристы и экономисты пытаются экстраполировать свои знания на совершенно новый механизм (биткоин появился в январе 2009 года), пытаются втиснуть его в рамки имеющихся правовых конструкций и законов.

В России решено создать небольшой рамочный закон и внести ряд существенных изменений в законодательные акты, которые регулируют смежные отношения. Такие действия демонстрируют отношение к данному явлению как к новой форме старых отношений. Так ли это? Есть ли необходимость искать новые методы правового регулирования в цифровую эпоху? Покажет только время.

ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВАХ»

Физическим и юридическим лицам разрешается создавать и размещать свои цифровые финансовые активы.
Владельцы цифровых финансовых активов1 вправе совершать сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли, иностранную валюту и/или иное имущество только через оператора обмена цифровых финансовых активов . Также физические и юридические лица имеют право отчуждать токен его приобретателю (ст. 3 законопроекта).

Приобретение, обмен и отчуждение цифровых финансовых активов возможно на сумму до 50 000 рублей, если лицо не является квалифицированным инвестором.

Правовое регулирование относительно майнинга и хранения цифровых финансовых активов отсутствует. Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право выпускать токены с целью привлечения финансирования (ICO).

Большая часть законопроекта посвящена описанию особенностей выпуска токенов, в том числе подробно описано содержание публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума.

ВЫВОДЫ

Судьба криптовалюты в России пока туманна. Единственное, что просматривается вполне очевидно, — это желание государства получать налоги с операций с цифровыми активами. Однако в законе «О цифровых финансовых активах» этот вопрос не затрагивался.

Правовая оценка ситуации заключается в том, что сложились новые социально-экономические отношения и отсутствует их правовое регулирование. Данное явление именуется пробелом в праве. Существует два способа решения ситуации: восполнение пробелов в праве (законотворчество) и преодоление пробелов в праве (применение аналогии закона и права, судебный прецедент).

В России пока нет единого мнения о правовых рамках, в которых будут развиваться данные отношения. Работа над законопроектом еще идет.

Тем временем существенный процент участников рынка криптовалют уже подали заявки на регистрацию в качестве резидента Парка высоких технологий Республики Беларусь. Следующее окно приема заявок откроется в апреле 2018 года.

1 Юридическое лицо, осуществляющее сделки по обмену цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида и/или обмену цифровых финансовых активов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3–5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах».