Юридическая основа стартапов

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что значит «запустить стартап» и с чего начинается работа.
  • Какие первые шаги необходимо сделать для запуска стартапа.
  • Какую организационно-правовую форму целесообразно выбрать.
  • Какие документы необходимо подготовить начинающему стартаперу.
  • Что необходимо для открытия расчетного счета.
  • Нужна ли печать.

1. С чего начинается стартап?

Изначально стартап-проект — это идея творческого человека или команды творческих людей. Стартап-бизнес начинается с
принятия решения авторов о воплощении идеи. При этом важно понимание, что воплощение идеи — это изучение и настройка
бизнес-процессов, маркетинга, решение экономических вопросов, регистрация авторских прав. Данные процедуры имеют
юридическую основу.
Идея для стартапа и стартап-проект для бизнеса имеют разный уровень проработанности. Успешный стартап невозможен без
грамотного юридического оформления всех протекающих в рамках данного проекта процессов.
Грамотно подготовленные документы, составляющие юридическую основу стартап-проекта, позволяют:

  • выстроить отношения между партнерами;
  • защитить авторские права на идею, составляющую основу проекта;
  • подготовить проект к участию инвестора.

2. Стартап проект: что нужно для начала работы и зачем это нужно

Первое, что необходимо сделать, — это выстроить отношения между партнерами, принять существенные решения касательно
стартап-проекта и зафиксировать их в предусмотренной законом форме.

Законодательство Российской Федерации предусматривает различные организационно-правовые формы юридических лиц.
Наиболее простая, распространенная и имеющая достаточно инструментов для правового обеспечения стартап-проекта форма
— общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Что: Зачем: Комментарии:
Решение об учреждении или Протокол о создании ООО Подается в налоговую при регистрации ООО Если учредитель один, то принимается единолично, если несколько учредителей — то все учредители.
Оформляется специальным документом.
В Решении об учреждении или Протоколе о создании ООО указываются:
• сведения об учреждении ООО;
• утверждение Устава.
Устав Подается в налоговую при регистрации ООО
Определяет основные правила, по которым работает ООО
Содержит следующие сведения:
• полное и сокращенное фирменное наименование;
• организационно-правовая форма (ООО);
• сведения о месте нахождения;
• размер уставного капитала;
• порядок управления деятельностью юридического лица;
• сведения о составе и компетенция органов ООО, в том числе о вопросах, составляющих исключительную
компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, органами ООО
(в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов);
• права и обязанности участников общества;
• сведения о порядке и последствиях выхода участника общества, если право на выход из общества предусмотрено
уставом;
• сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;
• сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам
общества и другим лицам.
Договор между партнерами Позволяет закрепить решение следующих вопросов:
• распределение долей ООО;
• распределение доходов и расходов ООО;
• зоны ответственности каждого учредителя ООО — кто и чем занимается в рамках развития проекта.
Договор о соавторстве Если над стартап-проектом работает несколько человек, то в данном договоре определяются правила:
• на какое лицо регистрируются авторские права на изобретения;
• кто и в каком размере получает доход от использования изобретения;
• кто и в каких рамках имеет право распоряжаться изобретением.
Соглашение о неразглашении конфиденциальной информации Позволяет установить, какую информацию не вправе разглашать учредители общества, установить ответственность
за утечку информации. Так как основу бизнеса составляют идеи, это отличный инструмент для защиты проекта.

3. Что еще необходимо для начала работы стартап-проекта

Расчетный счет

Для открытия расчетного счета необходимо предоставить в банк (согласно Инструкции Центробанка РФ от 30.05.2014 г. №
153-И):

  • учредительные документы (Устав, свидетельство о регистрации ООО, Свидетельство о постановке на налоговый
    учет);
  • выданные лицензии (разрешения);
  • карточка (с образцом подписи и печати общества, заверенными нотариально или сотрудником банка);
  • документ, удостоверяющий личность;,
  • документ, удостоверяющий полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете.

Выбрать форму налогообложения

Существуют следующие варианты налогообложения:

  • ОСНО (общая, или основная система налогообложения).
  • УСН (упрощенная система налогообложения, 2 варианта: УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы.
  • ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог).
  • ПСН (патентная система налогообложения) применяется в том числе при оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации (действует с 2018 года, возможна только для индивидуальных предпринимателей, занимающихся указанными в ст. 346.43 Налогового кодекса видами деятельности).
  • ЕНВД (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

Для начала рекомендуем выбрать одну из форм упрощенной системы налогообложения, в зависимости от соотношения доходов и расходов в деятельности общества. Если доля расходов более 60 % от уровня дохода — целесообразно выбрать систему «Доходы минус расходы». Если доля расходов менее 60 % от уровня дохода — «Доходы». Систему налогообложения можно поменять (ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).

Печать

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», «общество вправе иметь печати, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак».

Таким образом, с 2015 года наличие печати для общества не обязательно. Однако следует понимать, какие у вашей компании будут бизнес-процессы. Например, для работы вы планируете снимать офис. Значит, необходимо заключить договор аренды. Конечно, законодательно предусмотрено, что печать не обязательна, но что по этому поводу думает ваш арендодатель? Будет ли он чувствовать себя достаточно защищенным в таких отношениях?

Итак…

Из этой статьи вы узнали о первых шагах, которые необходимо сделать, чтобы инновационная идея превратилась в прибыльный бизнес-проект. Вы узнали, какие документы необходимо подготовить и какую роль они играют на дальнейших этапах развития проекта, нужна ли печать и какие документы понадобятся для открытия расчетного счета. Основа удачного проекта — хорошая идея, дружная и творческая команда и прочный юридический фундамент, который позволит вашему бизнесу успешно расти, развиваться и приносить существенную прибыль основателям и инвесторам.